Четверг, 02.05.2024, 04:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Органические продукты

В России

Органические продукты: биоэкзотика или будущее?

 

В Москве завершилась ежегодная международная продовольственная выставка «ПРОДЭСКПО». В ее рамках состоялась конференция «Перспективы развития и продвижения в России рынка экологически безопасного и здорового питания» и салон здорового питания «Bio-Organic». Одной из ключевых тем встречи стало развитие рынка органических или био- продуктов в России.

Эта тема для нашей страны звучит пока весьма экзотично. Несмотря на то, что выставка проводится не первый год, а подобная конференция в ее рамках проходит второй раз, участников обоих мероприятий, представляющих сектор производства органической продукции, на ней можно было пересчитать по пальцам. 

В целом на выставке на немногочисленных экостендах были представлены в основном не производители, а компании-дилеры органических продуктов, продающие товары, сертифицированные немецкими, французскими и итальянскими агентствами. Например, совсем недавно была запущена трехлетняя программа Европейского Союза по продвижению европейских органических продуктов в Россию, так как в нашей стране эта ниша до сих пор фактически не занята. 


Большая часть экоучастников выставки установила свои стенды не в рамках тематического салона, а в общих павильонах, где рядовому потребителю или бизнес-посетителю идентифицировать их среди сотен других было практически невозможно.

Что такое органические продукты и как контролируется их качество и безопасность?

В Европе продукты «organic» (органические) производят в соответствие со стандартами «Общеевропейского соглашения по органическому производству сельскохозяйственной продукции №2092/91 от 24 июня 1991 года». (С 2009 года в ЕС действуют новые директивы по органическому производству 837/2007 и 889/2008). Основой американских стандартов по-прежнему остается «Акт об органическом производстве продуктов питания», принятый в 1990 году. В ряде стран их также принято называть биопродуктами.

Основная цель стандартов «organic» – обеспечивать максимальную «чистоту» продуктов - отсутствие вредных химических соединений и ГМО - и максимальную сохранность их пищевой ценности: полноценных белков, сложных углеводов, природных жиров, витаминов, микроэлементов, энзимов, клетчатки. 

Органические хозяйства не применяют химические удобрения, гербициды, пестициды, инсектициды, фунгициды. Для борьбы с вредителями используют биологические и физические методы, естественные преграды. Плодородие почв поддерживают правильным севооборотом и внесением органических удобрений. Многие работы выполняют вручную, чтобы не нанести вреда растениям и почве.
 

Стандарты organic для животноводства предусматривают максимальное удовлетворение естественных поведенческих потребностей каждого вида. Основа содержания - свободный выпас. А если в силу погодных условий животных приходится держать в закрытых помещениях, предусмотрена норма площади на каждую особь, позволяющая ей реализовать естественные двигательные потребности. Животных кормят только сертифицированным органическим растительным кормом; им никогда не вводят ни гормоны ни антибиотики. Больное животное содержат отдельно от здоровых и лечат гомеопатическими средствами. 

Перерабатывают органическое сырье щадящими способами, максимально сохраняя все питательные качества. Полностью запрещены: химическое рафинирование и дезодорирование, гидрогенизация, радиационное облучение, искусственные консерванты, улучшители вкуса, подсластители, ароматизаторы, искусственная минерализация и витаминизация, генетически модифицированные ингредиенты. 


Для присвоения продукту статуса «органический» контролирующие органы инспектируют каждый этап его пути «от поля до прилавка»: посевной материал, сельскохозяйственные угодья и агротехнические приемы, хранение, переработку, упаковку. Даже продавец – оптовая компания или магазин - обязан получить сертификат, подтверждающий его статус как дистрибьютора органических продуктов. 

Знак сертифицирующей организации на этикетке органического продукта – надежная гарантия его качества и экологической чистоты. 

Ситуация в России

В России пока не принят закон об экологически чистом (или органическом) сельском хозяйстве. Подобные нормативные акты действуют в Европе, Северной Америке, Японии и других регионах мира. В нашей стране можно приобрести импортные продукты под маркой organic или BIO, в основном в крупных супермаркетах Москвы и Санкт-Петербурга, также некоторые фермерские хозяйства (точное число которых неизвестно) производят продукцию, сертифицированную по европейским экостандартам. Большая ее часть идет на экспорт и стоит значительно дороже, так как фермерам необходимо платить за услуги иностранных сертифицирующих агентств. 

Именно отсутствие государственного регулирования и поддержки в этой сфере тормозит развитие рынка экопродуктов в России. В странах ЕС и Северной Америки действуют законы, вводящие единые для всех производителей стандарты органик, фермерам, производящим такую продукцию даются дополнительные субсидии. Подобный нормативный акт есть и в одной из стран СНГ – Молдове. В Армении принят государственный стандарт по органическому производству, полностью эквивалентный аналогичному закону ЕС. Сертификация по стандарту органик во всем мире является добровольной, но качество услуг сертифицирующих агентств жестко контролируется, а сама сертификация всегда осуществляется третьей, независимой стороной.

«Близорукость и отсутствие желания у законодательных и исполнительных органов нашего государства повернуться лицом к вопросам обеспечения биологической безопасности - оставляют желать лучшего. Но не видеть каким путём идёт мир, особенно в агропроизводстве и производстве продуктов питания, просто преступно», - комментирует Александр Баранов, президент Общенациональной Ассоциации биологической безопасности.

Лишь в прошлом году слово «органический» было впервые упомянуто в российской системе регулирования. В мае 2008 года было опубликовано постановление главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко от 21 апреля 2008 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.3.2.2354-08", которое содержит Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам. В нем указывается, что при производстве таких продуктов не разрешается использование химикатов, генетически модифицированных компонентов, синтетических удобрений, антибиотиков и пр.; транспортировка, переработка и упаковка такой продукции также осуществляется согласно особых требованиям. Большинство критериев, указывающих на экологичность продукции, совпадает с европейским законом. Однако в документе отсутствует главное – прописанная процедура сертификации, ни слова не говорится о независимых органах контроля. Эксперты уверены, без этих ключевых элементов, документ - нерабочий. В целом каких-либо усилий по продвижению экопроизводства со стороны чиновников не отмечено. Представитель Роспотребнадзора на конференцию не приехал. Не удалось участникам мероприятия услышать и запланированный доклад о государственной политике в этой сфере из уст членов парламента России. Это, по словам, президента Санкт-Петербургского Экологического Союза Семена Гордышевского, как нельзя лучше свидетельствует об отсутствии такой политики.


Эксперты считают, что для развития сектора в России необходима государственная поддержка, в том числе, в сфере исследований, просвещения населения и обучения специалистов. Нужен единый российский стандарт «органик». Если Россия начнет массово производить собственные органические продукты, то их цена, по оценкам компаний, импортирующих органические продукты в Россию, на внутреннем рынке будет примерно на 20 процентов превышать стоимость обычных. Сегодня зарубежные продукты с маркой BIO или organic на российском рынке стоят в среднем в 3-4 раза дороже обычных.

По мнению участников конференции, необходима также государственная аккредитация сертифицирующих агентств, то есть государство должно контролировать качество этих услуг, как это происходит в большинстве цивилизованных стран. Пока же продукты, сертифицированные по существующим российским экостандартам, невозможно экспортировать за рубеж под маркой «органик». Одна из причин - у импортеров нет доверия к частным компаниям и организациям, осуществляющим сертификацию. Кроме того, в России все еще остается массовым явление «самодекларирования» - слова «био», «органик», «эко» и другие часто можно обнаружить на этикетках самой обычной продукции. Производители успешно используют этот маркетинговый прием, ведь, по данным статистики, с каждым годом все больше россиян выбирает продукты, обращая внимание на надписи на этикетке. Проблема в том, что они пока не знают, каким из них можно доверять.

Кризис не страшен

Несмотря на проблемы, которые сегодня охватили глобальную экономику, мировой рынок органических продуктов продолжает неуклонно расти.

Производство органических продуктов питания в одной только Германии должно в ближайшее время вырасти на 10%. Эта страна наряду с Италией и рядом других является одним из крупнейших производителей экопродуктов в мире. Самыми крупными рынками потребления таких продуктов являются США и Япония, где потребление органических продуктов увеличивается почти в геометрической прогрессии.

Площади, занятые под производство органических сельскохозяйственных культур, в мире также продолжают расти. По данным на 2006 года в мире под органические сельскохозяйственные культуры занято более 30,4 млн. га.

В среднем органические продукты стоят на 20-30% процентов дороже остальных, хотя цены на некоторые виды продукции, например, пиво или кофе нередких сортов фактически одинаковы. Европейские эксперты считают, что покупатели экологически чистых продуктов не изменят своим привычкам даже в кризисное время и не станут экономить на качестве собственного питания. Они уверены, что рынок органических продуктов будет расти и в долгосрочной перспективе. О России эксперты пока не делают никаких прогнозов.

 


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск